Историческая справка

        1 ноября (по старому стилю - 19 октября) 1865 г. был окончательно определен статус судебных приставов в России. В этот день император Александр II утвердил положение, устанавливающее очередность введения уставов Санкт-Петербургской и Московской судебных палат с подведомственными им окружными судами, в которых были назначены судебные приставы, утверждены их штаты и определены оклады денежного содержания.
        Судебные приставы Курского окружного суда учреждены по указу Александра II от 10 января 1867 г. с введением в действие Судебных уставов 1864 г.  и временного расписания окружных судов Харьковской судебной палаты.
        Служба   судебных   приставов  была создана с целью исполнения судебных решений при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах и мировых съездах.
        Наряду с  исполнением обязанностей, связанных  с деятельностью суда, судебные приставы должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников по решению суда. Также на судебных приставов возлагались полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании.
        На судебных приставов возлагались обязанности и по розыску должника, его имущества, по наложению ареста, поиску преступников и их доставке; обеспечение исполнения судебных решений, охрана порядка в зале судебного заседания, выполнение поручений председателя соответствующего суда ("...исполнение  действий, поручаемых им от первоприсутствующегося в кассационном  департаменте или председателем судебной палаты".)
        Штатная численность судебных приставов при каждом судебном месте определялась соответствующим руководителем. В среднем на губернию приходилось  12 - 18 приставов. В 1867 г. в  Курском окружном суде были  введены 16 судебных приставов.
        В системе органов власти царской России судебные приставы  "избирались" для исполнения служебных обязанностей  председателями соответствующих судов и обер-прокурорами  Кассационных департаментов  Правительствующего сената "надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности  способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей".
        По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в  классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное  выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило  через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства.
        Приставы давали присягу "по вступлению на должность", после чего им вручался особый  высеребренный знак - печать судебного пристава с изображением герба судебного ведомства и надписью вокруг него, например: "Судебный пристав Кассационного департамента Правительствующего Сената".
        Также судебному   приставу   выдавалось  свидетельство о вступлении его в должность с указанием  назначенного   ему   места   жительства. Для всеобщего сведения публиковалась информация о назначении на должность судебного пристава. Как государственным служащим им устанавливались оклады, размеры которых зависели от классной  должности и разряда.
        Судебный пристав получал оклад, то есть ежегодное содержание,  в рублях (серебром): чистого жалованья - 300 руб., столовых (на питание)-150 руб., квартирных (на оплату жилья) - 150 руб., всего 600 руб. в год. Кроме того, за исполнение своих обязанностей судебный пристав получал денежное вознаграждение по определенному тарифу (временной таксе), который утверждался Министерством юстиции и изменялся в законодательном порядке.
        Интересным является тот факт, что, хотя на должности судебных приставов брали в основном представителей дворянства, унтер- и обер-офицерских детей, большинство их было из духовенства. Особое внимание уделялось чиновничеству как более профессионально подготовленным кадрам. Случайные люди, попав на эту службу, долго не задерживались, так как работать приходилось много.
        Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава.
        Закон должным образом обеспечивал защиту лиц, исполнявших решение судов. Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. Так, в случае оказания судебному приставу сопротивления, он мог потребовать содействия полиции и даже военных властей, которые были обязаны оказать его "без промедления". За сопротивление при исполнении судебных постановлений виновные лица наказывались, в частности, "лишением всех прав состояния" и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет,  ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т.п.
        Суд наблюдал за правильностью действий судебных приставов, требовал от них строгой отчетности как денежной, так и по делопроизводству, и привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе. Пристав не имел права "принимать на себя каких-либо действий, касающихся его жены, или же родственников его до четвертой и свойственников до второй степени включительно".
        В целом российское законодательство о правовом статусе судебных приставов  в Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века.
        В подобном статусе институт судебных приставов, как система обеспечения исполнения судебных актов, просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи.
        В то же время судебным приставам, как и другим "канцелярским чиновникам упраздненных учреждений предписывается оставаться на  своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел". Но и они вскоре остаются без работы. Порядок в  местных судах и других судебных органах обеспечивается вначале  Красной гвардией, а затем и местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток, а также исполняла судебные приговоры.  Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых прямо  говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г.
        В 20-е годы, в период новой экономической политики, функции  судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоящие  при судах, находясь в двойном подчинении органов юстиции и судов. Служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с   оживлением гражданского оборота.
        Судебным исполнителем  мог быть назначен  гражданин,  пользующийся избирательными правами, если он прослужил в течение  года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции,  выдержал экзамен при губернском суде.
        На протяжении восьмидесяти лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагались на советскую милицию.
        Судебные исполнители исполняли решение судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и  третейских судов,   другие акты.
        Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК PCФСР 1964 г.  рядом подзаконных актов, например Инструкцией Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24.04.1973, об исполнительном производстве от 15.11.1985. В тот период окончательно и сложилась  действовавшая до cepедины     90-х годов XX века система исполнительного производства СССР и России.
        Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы  поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных  взысканий  новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнение целого ряда других функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Но возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить решение этого комплекса проблем.
        Выделение службы в самостоятельную структуру в составе Министерства юстиции связано с общим реформированием судебной системы, начавшимся в 1991 г.
        Последующие изменения в политическом и государственном устройстве России обусловили принятие решения об упразднении исчерпавшего себя института судебных исполнителей и учреждении в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах - Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.
        6 ноября 1997 г. были приняты федеральные законы "О судебных приставах " и "Об исполнительном производстве". В России был возрожден институт судебных приставов.
        В 2001 г.  Государственной Думой Российской Федерации был принят уголовно-процессуальный  Кодекс. Согласно новому  УПК,  который вступил в силу с 1 июля 2002 г., служба судебных  приставов Российской Федерации относится к органам дознания и в соответствии с федеральным законом осуществляет оперативно - розыскную деятельность.
        В марте 2004 г. Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" выделил службу в самостоятельный орган власти. Затем, 3 декабря 2004 г.  Приказом Министерства юстиции Российской Федерации №187 было утверждено положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов и перечень территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
        24 января 2006 г. Указом Президента Российской Федерации № 42 учрежден геральдический знак - эмблема и флаг Федеральной службы судебных приставов.
        С каждым новым отрезком времени на нашу службу возлагаются все новые полномочия. В соответствии с новым Федеральным законом "Об исполнительном производстве" № 229-ФЗ, вступившем в силу 1 февраля 2008 г., серьёзно скорректированы и расширены полномочия судебных приставов - исполнителей  при применении мер принудительного исполнения. В частности, судебный пристав вправе запрашивать в кредитных организациях сведения по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Он может обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника, сумма которых не превышает  10 тысяч рублей. Добавлено новое право - проникать в жилые помещения для исполнения судебных актов.
        Также судебный пристав получил право запрашивать у нотариусов справки о совершённых нотариальных действиях. Получение такого рода информации необходимо для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.
        При неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав вправе ограничить право должника на выезд из России.
        Важным изменением в новом варианте Закона стало то, что судебный пристав вправе самостоятельно решать вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства.
        В связи с изменениями в КоАП РФ судебный пристав - исполнитель имеет законное основание привлекать по ст. 17.14 и 17.15 к административной ответственности, как граждан, так и юридических лиц,  за нарушение законодательства об исполнительном производстве и назначать наказание в виде штрафов.
        Внесены изменения в ГК РФ и ФЗ № 122 от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которым по требованию пристава - исполнителя может быть осуществлена государственная  регистрация права на недвижимое имущество.
        С 1 февраля  2008 г. приставы - дознаватели самостоятельно могут расследовать дела по статьям 157 УК РФ ("Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей") и ст. 177 УК РФ ("Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности"), что ранее относилось к подведомственности МВД РФ. Непосредственная специализация органов дознания Службы судебных приставов  по конкретным статьям Уголовного кодекса  является залогом повышения качества и количества применения мер уголовного характера к злостным должникам.
        В современных условиях принудительное исполнение судебных актов и иных актов органов гражданской юрисдикции выступает в качестве важнейшего участка юридической практики, отражающего эффективность всего механизма правового регулирования. В решениях Европейского суда по правам человека констатировано, что исполнение судебного решения, принятого любым судом, должно рассматриваться как составляющая "судебного разбирательства" по смыслу ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
        В Курской области, как и в других субъектах Российской Федерации, служба судебных приставов создана и функционирует в системе Министерства Юстиции с   6 ноября 1997 г. - момента вступления в силу Федеральных законов "О судебных приставах" и  "Об исполнительном производстве".

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:19 / 03 апреля 2016 11:59

Версия для печати